Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Нижегородская область

Ветлужский район

Село Белышево

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Белышевская школа

 (дошкольная группа)

Программа саморазвития

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

Белышвская школа

 

Принята                                                                                                                          Утверждаю:

Педагогическим советом                                                   Директор МОУ Белышевская школа                           

Протокол № 2                                                               _________ Сальникова Елена Сергеевна

от «11» сентября 2015г.                                                    Приказ №117 от «14» сентября 2015г.

 

 

 

 

Программа саморазвития воспитателя

Разновозрастная группа

Срок реализации программы   3 года (2015 – 2017гг)

 

 

Программу разработала:

Виноградова Оксана Евгеньевна

Воспитатель дошкольной группы  

 

 

 

 

 

С.Белышево

2015год

 

 

Программа саморазвития на 2015 – 2017 г.г.

 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:

Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и в то же время - важнейшее направление социально-личностного развития. Известно, что эффективным средством развития детей при их вхождении в мир социальных отношений с окружающим миром, людьми, природой, является сюжетно-ролевая игра. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи, коммуникативности детей.

Кроме того, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.

Возрастающая популярность игровых технологий делает  актуальным повышение профессиональной компетентности педагога в данном направлении.

Таким образом, программа разработана в силу особой актуальности проблемы развития коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста и развития профессиональной компетенции педагога в обозначенном направлении.

 

Цель:

повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.      Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.

2.      Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

3.      Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4.      Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Центр сюжетно-ролевых игр» необходимыми атрибутами для игр.

5.      Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.

6.      Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.

 

Перечень вопросов по саморазвитию:

·         изучение психолого-педагогической и методической литературы;

·         разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

·         исследовательская деятельность;

·         анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

·         продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

·         планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Овладение современными формами и способами развития коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр. 

Форма саморазвития:

Индивидуальная

Этапы работы по самообразованию:

1.      Информационно-ознакомительный

Изучение научной, методической литературы, анализ и обобщение теоретических знаний.

2.      Практический

Внедрение в практику полученные теоретические знания.

 

3.      Обобщающий

Обобщение опыта работы по теме самообразования, диагностика и анализ результатов работы.

 

План мероприятий по реализации программы:

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

 

1

 

Изучение учебно- и научно-методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами

 

 

2015 – 2016 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие дополнительного материала по заданной тематике

2

Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года

Наличие диагностического инструментария, наличие результатов диагностики

3

Разработка анкет для родителей с целью анализа игры детей дома, создания условий для игры, использования игры членами семьи в качестве средства воспитания. Анкетирование родителей, подведение итогов анкетирования

Наличие анкет, наличие результатов анкетирования

4

Разработка с учетом результатов первичной перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами

 

Наличие перспективных плано

 работ с детьми, родителями, педагогами

5

Создать дополнительную образовательную программу

Наличие дополнительной образовательной программы «Волшебный мир игры»

7

Дополнить «Центр сюжетно-ролевой игры» необходимыми атрибутами для игр

Налич

е атрибутов для сюжетно-ролевых игр

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1

1.      Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

 

1.      Подготовка круглого стола для для родителей

 

 

1.      Подготовка памяток и советов для родителей

 

 

1.      Участие в работе педагогического совета

 

2016 -2017 уч. год

1.      Конспекты игр «Детский сад», «Путешествие по России», «Улица», «Поездка в лес за грибами», «В лесу», «Кругосветное путешествие», «Уличное движение»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2.      Конспект круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

3.      Памятки для родителей «Виды игрушек», памятки по игре, советы «Играйте с детьми»

4.      Ознакомление педагогов с перспективным планом работ

2

 

 

 

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

2)Проведение консультации для родителей

 

 

3)Подготовка памятки для педагогов

1.      Конспекты игр «Фабрика игрушек», «Почта», «Типография», «Телефонная связь», «Ярмарка», «Гости», «Фотоателье», «Путешествие с героями любимых книг»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2) Конспект консультации «Особенности и виды игр у дошкольников»

3) Памятка для педагогов «Сюжетно-ролевая игра»

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

2)Проведение консультации для родителей

 

 

3)Подготовка выставки научно-методической литературы

 

 

 

 

4)Организация конкурса «Умелые ручки»

1.      Конспекты игр «Мы спортсмены», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь», «Завод», «Консервный завод», «Хлебозавод», «Ветлечебница»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Конспект консультации «Игрушка своими руками»

3)Литература на тему: «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», «Развитие коммуникативных способностей детей»

4)Информация для родителей о проведении конкурса. Помощь в изготовлении игрушек

4

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Разработка консультации для родителей

 

 

3)Подготовка картотеки для родителей

 

4)Подготовка выставки «Игрушки из бросового материала»

 

5)Проведение семинара для педагогов

1.      Конспекты игр «Ателье», «Дом моды», «Театр», «Новый год в семье», «Волшебники», «Собираемся на прогулку», «Мы играем в театр», «Птичий базар»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Конспект консультации «Организация игровой среды в условиях семьи» 3) Картотека «Сюжетно-ролевые игры»

4)Изготовленные детьми игрушки

 

 

5)Конспект семинара «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»

5

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

2)Подготовка папки-передвижки для родителей

 

 

3)Проведение беседы с родителями

 

 

 

4)Организация конкурса «Игровой уголок в доме»

 

1.      Конспекты игр «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Перелетные птицы», «Цирк», «Пароль», игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Папка-передвижка «Атрибуты для игр», статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра»

3) Конспект беседы «Правила организации игровой деятельности»

4) Информация

для родителей о конкурсе. Помощь родителям в составлении рассказов об игровом уголке

6

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

2) Подготовка консультации для родителей, памяток

 

 

 

 

 

 

 

3) Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка»

 

4) Подготовка памятки для педагогов

2017 -2018 уч.год

1.      Конспекты игр «Российская армия», «Моряки», «Мы пожарные», «Дочки-матери», «МЧС-Спасатели», «Пограничники», «Военные на учении», «Детское телевидение»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Конспект консультации « Роль семьи в воспитании у ребенка коммуникативных способностей» ,

памятки «Чему обучается ребенок в игре»

3) Наличие рисунков

 

4) Памятка «Сюжетно-ролевые игры по возрастам»

7

1) Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

2)Подготовка к тематической встрече с родителями

3)Подготовка сообщения в родительский уголок

 

4) Разработка памятки для родителей

1.      Конспекты игр «Семья», «У друга День рождения», «На станции технического обслуживания», «Салон красоты», «Путешествие по степи», «Рыцари-принцессы», «Водители», «Парикмахерская»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Конспект вечера вопросов и ответов «Для чего нужна игра»

 

3) Сообщение в родительский уголок «Высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста»

 

4)Памятка «Играя с детьми, мы общаемся на их территории»

 

 

8

1) Разработка конспектов игр , подбор игрового материала, подготовка к играм

 

 

 

 

 

 

1.      Организация дня Открытых дверей «Играем вместе с детьми»

- приглашения для родителей

- фотовыставка

- выставка игрушек

 

2.Проведение итоговой диагностики

 

3.Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на педагогическом совете.

4.Презентация творческого отчета об итогах реализации проекта на итоговом родительском собрании

 

 

 

1) Конспекты игр «Полет в космос», «Музей», «Школа», «Библиотека», «Космические полеты», «Путешествие по реке», «Путешествие на корабле, на поезде», «Путешествие на самолете», игровой материал; материал для подготовки к играм

 

2)Наличие приглашений, фотографий по теме «Мы играем и общаемся», наличие игрушек, имеющих наибольший развивающий эффект.

 

 

 

 

 

Наличие результатов диагностики на конец учебного года

 

Доклад и презентация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Результаты саморазвития

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста, освоить методы организации сюжетно-ролевой игры, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

В работе с воспитанниками отметила приоритетные для себя методы обогащения сюжетно-ролевой игры: наглядный метод (когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах, но и, в большей степени на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях), экскурсии, прогулки на природу, обсуждения, беседы.

Кроме того, я ознакомилась с новым подходом Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к организации сюжетной игры в детском саду, направленным на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

 

 

Литература

1.      Арушанова А.Г., Дурова Н.В. «Истоки диалога». М., 2003.

2.      Баряева Л.Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». Санкт-Петербург, 2001.

3.      Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

4.      Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». Киев, 1982.

5.      Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». М.: АРКТИ, 2002.

6.      Васильева О.К. «Образная игрушка в творческих играх дошкольников». Санкт-Петербург, 2003.

7.      Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение,1988.

8.      Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2008.

9.      Виноградов Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». М., 2008.

10.  Волков Б.С. «Детская психология в вопросах и ответах». М.: ТЦ Сфера, 2002.

11.  Выготский Л.С. Избранные психологические исследования». М., 1956.

12.  Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии, 1966, №6.

13.  Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999.

14.  Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М., 2006.

15.  Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». Санкт-Петербург, 2008.

16.  «Давай поиграем!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2005.

17.  «Давай познакомимся!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2004.

18.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович.- СПб. Изд-во «Акцент», 1995.

19.  «Дигностика готовности к школе». Под редакцией Вераксы Н.Е. М., 2008

20.  Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». М.: Просвещение,1987.

21.  Дурова Н.В. «Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста». М.: Мозаика-Синтез, 2000.

22.  Жуковская Р.И. «Воспитание ребенка в игре». М., 1963.

23.  Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». М., 2004.

24.  Краснощёкова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2005.

25.  Лаврентьева Г.П. «Культура общения дошкольников». Киев, 1988.

26.  Лисина М.И. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми от рождения до семи лет». М., Просвещение,1999.

27.  Маркова Т.А. «Творческие игры в детском саду». М., 1968.

28.  Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». М: Просвещение, 1979.

29.  Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». М.: Просвещение, 1982.

30.  Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

31.  Мухина В.С. «Детская психология». М.: ЭВСМО-Пресс, 2000.

32.  Недоспасова В.А. «Растём играя». М., 2003.

33.  Новосёлова С. О. «О новой классификации детских игр». Дошкольное воспитание, 1997, №3.

34.  Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей». М., 2005.

35.  Рудик П.А. «Игры детей и их педагогическое значение». М., 1978.

36.  «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» (из опыта работы). Под ред. Сохина Ф.А.. М.: Просвещение, 1984.

37.  Славина Л.С. «О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте». М., 1988.

38.  Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. «Играю – значит, интересно живу». М., 2008.

39.  Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология». Учебное пособие для студ. М., «Академия», 1998.

40.  Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., Просвещение, 1994.

41.  Усова А.П. «К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими». Л., 1957.

42.  Филиппова Ю.В. «Общение». Ярославль, 2002.

43.  Храмцова Л., Терентьева О. «Обучение игровым действиям».Дошкольное воспитание, 1991, №3.

44.  Черков А.В. «Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей». Ростов-на-Дону, 1962.

45.  Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов-на-Дону, 2003.

46.  Шипицина Л.М. , О.В. Защиринская «Азбука общения». «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2003.

47.  Эльконин Д.Б. «Психологические вопросы игры дошкольника». Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А.. М.: Академия, 2000.

48.  Эльконин Д.Б. «Психология игры». 2-е изд. – М.:ВЛАДОС, 1999

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"